Биопсия

Биопсия в гинекологии достаточно распространенный метод исследования, применяемый врачами для обнаружения патологий шейки матки и эндометрия и определения природы их происхождения. Она является хирургическим вмешательством и подразумевает собой получение биологического материала из влагалищной части шейки матки или полости матки для дальнейшего исследования полученной ткани под микроскопом. Основная цель проведения биопсии - подтверждение или исключение роста злокачественных клеток.

Показания к проведению процедуры

Перед биопсией шейки матки пациенткам проводят кольпоскопический осмотр и взятие цитологического мазка. При обнаружении патологических состояний после проведения этих мероприятий назначается биопсия.

Показания к проведению биопсии шейки матки следующие:

• обнаружение подозрительных тканей с очаговыми изменениями (обнаружение белых участков эпителия при обработке уксусной кислотой; отсутствие реакции на йод; обнаружение эрозированных участков, окрашенных в красный цвет);
  • получение плохих результатов цитологического анализа;
  • подозрение или диагностика карциномы;
  • изменения в шейке матки при диагностированном наличии высоко онкогенного штамма вируса папилломы человека;
  • подозрение на предраковые или раковые состояния;
  • наличие видимых глазу опухолевидных образований, выступающих наружу разрастаний эпителия с обилием кровоточащих сосудов.

В диагностических целях врачи применяют также аспирационную биопсию эндометрия, она назначается в следующих случаях:

• нарушения менструального цикла;
  • контроль за состоянием эпителия при применении гормональной терапии;
  • исключение или подтверждение онкопатологий;
  • эндометриоз;
  • миома матки;
  • эндометрит.

Процедура широко распространена в гинекологии и обладает низкой травматичностью. Назначают её как девушкам в юном возрасте, так и взрослым женщинам. Противопоказаний немного, но все же они имеют место быть и заключаются в следующем:

• риск кровотечений вследствие патологии гемостаза;
  • период менструации;
  • наличие инфекционно-воспалительных заболеваний половых органов.
Важно! Врач может назначить проведение биопсии беременной женщине при существенном риске развития онкологических процессов и плохих результатов цитологического исследования. В других случаях продедуру можно отложить и провести после родов.

Подготовка

Перед проведением биопсии пациентка должна пройти ряд медицинских обследований, таких как:

• общий и биохимический анализ крови;
  • коагулограмма;
  • анализ на сифилис, ВИЧ и гепатиты;
  • кольпоскопическое исследование;
  • УЗИ внутренних половых органов.

Также для эффективности проведения процедуры и минимизации побочных реакций необходимо придерживаться следующих правил:

• биопсию проводят на 5-7 день менструального цикла;
  • необходимо исключить половые контакты за 2 дня до проведения манипуляции;
  • за несколько дней до проведения процедуры исключают использование тампонов, свечей, мазей, капсул, спринцевание;
  • необходимо исключить применение препаратов, увеличивающих риск кровотечения.

Ход процедуры

Исходя из вида биопсии и объема удаляемой ткани процедуру выполняют в женской консультации под местным наркозом или в стационаре под общим.

Процедура проводится в несколько этапов:

• обезболивание шейки с помощью орошения спреем с лидокаином или введение этого препарата непосредственно в ткань органа;
  • введение расширителя во влагалище;
  • фиксация шейки матки специальными пулевыми щипцами, которые плотно удерживают ее, при этом не травмируя;
  • обработка шейки уксусной кислотой или йодом для обнаружения подозрительных участков;
  • удаление патологической ткани с помощью биопсийных щипцов или скальпеля.

Проведение процедуры не требует много времени, как правило, занимает до 20 минут со всеми подготовительными манипуляциями.

При соответствующем обезболивании пациентка не чувствует неприятных ощущений, если обезболивание не осуществляется, возможно некоторое жжение или кратковременная колющая боль. В незначительной степени может тянуть низ живота, это естественная реакция женского организма.

Внимание! В течении пяти дней после проведения процедуры может наблюдаться незначительная тянущая боль внизу живота и кровянистые или розовые выделения из влагалища.

Врачи

Аванесян Гаяне Юрьевна Главный врач медицинского центра, акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики
Бадоева Залина Тельмановна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, кандидат медицинских наук
Погорелова Алла Борисовна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, профессор, врач высшей категории