Диетотерапия

Диетотерапия - метод лечения, представляющий из себя использование определённых ограничений в питании с целью оздоровления.

Терапевтическое питание складывается из состава рациона, калорийности пищи, способов её обработки, режима питания и лечебных свойств отдельных продуктов.

Этот вид лечения назначается в виде принятых столов, исходя из патологии пациента. Иногда могут быть использованы разгрузочные дни.

Показания

Ограничения в рационе используются при всех болезнях. Но каждый стол при этом имеет свои особенности:

• 1, 1А, 1Б - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • 2 - хронический и острый гастрит, острые энтериты и колиты, хронические энтероколиты.
  • 3 - запоры.
  • 4, 4А, 4Б, 4В - заболевания ЖКТ, сопровождающиеся диареей.
  • 5, 5А - заболевания гепатобилиарного тракта.
  • 6 - подагра, мочекаменная болезнь с уратными камнями.
  • 7, 7А, 7Б - пиело- и гломерулонефриты.
  • 8 - излишняя масса тела.
  • 9 - сахарный диабет.
  • 10 - заболевания сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения.
  • 11 - туберкулез.
  • 12 - функциональные заболевания нервной системы.
  • 13 - острые инфекционные заболевания.
  • 14 - мочекаменная болезнь с оксалатными камнями.
  • 15 - другие заболевания, не требующие специальных диет.

В целом, диетотерапия не имеет противопоказаний. Но, как уже было сказано ранее, конкретная патология требует индивидуального подхода. Например, при сахарном диабете противопоказаны сладости и углеводистые продукты. Рацион должен подбирать специалист.

Как подобрать лечебное питание

Рацион подбирается с учётом этиологии и патогенеза болезни, состояния органов ЖКТ и метаболизма у конкретного пациента. Питание станет лечебным, когда изменится состав рациона и способ обработки продуктов во время приготовления блюда. Также лечебное питание подразумевает и следование определённому режиму приема пищи.

Внимание! Подбор лечебного рациона - непростая задача, с которой грамотно справиться сможет только специально обученный доктор. Самостоятельное ограничение в рационе не только не принесёт пользы, но и чревато неприятными и опасными последствиями.

Перед назначением какого-либо диетического стола необходимо выяснить, в каком состоянии находится пищеварительная система пациента. Для этого потребуется пройти ряд обследований. Необходимая подготовка может включать в себя лабораторные исследования кала, УЗИ органов и ФГДС.

Во время выбора лечебного рациона нужно учитывать некоторые критерии: качество продуктов, их КБЖУ, количественное соотношение продуктов и питательных веществ, контроль за условиями и сроками хранения пищи, использование соли и других добавок, режим питания, способ приготовления и многое другое.

Правила составления рациона питания представляют собой учёт физиологических потребностей организма в пищевых веществах и микроэлементах и особенностей функциональных нарушений пищеварения.

Врачи клиники

Плевака Василий Алексеевич Эндокринолог, эндокринолог-диетолог