Гистеросальпингография

Гистеросальпингография — один из базовых способов диагностики гинекологических патологий, особенно у женщин репродуктивного возраста. Исследование полости матки и фаллопиевых труб основано на визуализации органа с использованием контраста. Прежде всего диагностика применяется для оценки проходимости труб, выявления спаек, рубцов и синехий, которые препятствуют естественному зачатию. Различают:

1. Рентгенологическая ГСГ: диагностика строения фаллопиевых труб при помощи введения в полость матки рентгеноконтрастного вещества с выведением изображения на пленку или цифровой носитель.
  2. ЭХО-ГСГ: исследование проводится с использованием ультразвуковых волн. Картинка при этом выводится на монитор, а также может быть записана на внешний носитель.
Важно! Несмотря на то, что доза радиации, полученная при рентгенологической ГСГ, минимальна, такой вид исследования не проводят пациенткам с малейшим подозрением на беременность.

ГСГ назначают:

• для проверки проходимости фаллопиевых труб и выявления спаек и воспалений;
  • в рамках комплексной диагностики репродуктивной системы для определения причин бесплодия или привычной невынашиваемости беременности;
  • для подготовки к ЭКО;
  • для выявления патологий строения матки и маточных труб (недоразвитость, загибы, двурогая матка);
  • при подозрении на туберкулез женских половых органов;
  • для исследования патологий эндометрия;
  • в качестве подготовки к полостным гинекологическим операциям.

К основным противопоказаниям относят:

• прогрессирующую беременность;
  • острые воспалительные процессы мочеполовой системы;
  • обильные маточные кровотечения;
  • тромбофлебит и варикоз половых органов;
  • аллергию на йод (входит в состав контраста);
  • гиперфункцию щитовидной железы;
  • бартолинит;
  • острые инфекционные заболевания (грипп, пневмония, пиелонефрит).
Внимание! ГСГ не выполняют после 23 дня менструального цикла и непосредственно во время месячных.

Подготовка

ГСГ — серьезная процедура, которая требует тщательной подготовки. Стоит придерживаться таких рекомендаций:

• после консультации с врачом-гинекологом прекратить применение любых таблеток, вагинальных свечей или спреев;
  • за 48-72 часа до процедуры перейти на диетическое питание: исключить все бобовые, хлебобулочные изделия, кисломолочные продукты, капусту и газированные напитки;
  • накануне сделать очистительную клизму;
  • за 2-3 часа принять 1 таблетку спазмолитика (Но-шпа);
  • перед входом в кабинет снять все металлические украшения и аксессуары.
Внимание! Перед рентгенологической ГСГ необходимо опорожнить мочевой пузырь. Если же используется аппарат УЗИ, то напротив — орган должен быть наполнен.

Для гистеросальпингографии понадобятся и результаты лабораторной диагностики:

• анализы крови (клинический, на определение группы крови и резус-фактора, исследование на ВИЧ, гепатит и сифилис);
  • мазок на флору из цервикального канала, влагалища и уретры;
  • цитологическое исследование соскоба эпителия шейки матки;
  • флюорография;
  • УЗИ органов малого таза.
Важно! Пациентке, которая готовится к ГСГ, показан половой покой с момента окончания последней менструации и до самой процедуры.

Ход исследования

ГСГ проходит таким образом:

1. Пациентка ложится на рентгенологический стол, при этом таз находится на его краю, а ноги — на специальных подпорках.
  2. Наружные половые органы обрабатывают антибактериальным веществом и вводят гинекологическое зеркало-расширитель.
  3. Врач дезинфицирует стенки влагалища и шейку матки.
  4. С помощью катетера через цервикальный канал в полость матки вводят рентгеноконтрастный препарат, подогретый до температуры тела.
  5. Выполняется первый рентгеновский снимок для визуализации полости матки.
  6. Под давлением выполняется инфузия удвоенного количества контраста, который проникает в фаллопиевы трубы.
  7. Радиолог делает 2-й и 3-й снимки.
Справка. ЭХО-ГСГ проходит по схожему принципу. Движение контрастного вещества отслеживают на мониторе УЗИ, используя при этом трансвагинальный датчик.

В результате специалист видит состояние полости матки и фаллопиевых труб. Если они проходимы, то контрастное вещество свободно вытекает в брюшную полость. Матка и трубы при этом выглядят как перевернутый равнобедренный треугольник с двумя яркими лентообразными затемнениями на месте труб. Если же присутствуют спайки и воспаления, то визуализируются заметные расширения. Именно в этих местах контраст задерживается, смешиваясь с экссудатом (отечной жидкостью).

Процедура проводится без анестезии или с использованием местных обезболивающих (обычно — лидокаин). Распирающие боли могут возникнуть во время введения контраста, а также при его блокировке в местах спаек. Однако большинство женщин отмечают, что эти ощущения все же вполне терпимые. Острых и резких болей при гистеросальпингографии не отмечается.

Вся процедура длится не более 30-40 минут, в случае ЭХО-ГСГ — около четверти часа. Через 1-2 часа после манипуляций на руки выдаются рентгенографические снимки, а также заключение врача. Госпитализации не требуется — в тот же день женщина может отправиться домой.

Гистеросальпингография — обязательная процедура в рамках комплексного обследования женской репродуктивной системы. Особенно она важна для тех, кто столкнулся с проблемой бесплодия. Опасаться не стоит. Главное — обратиться к грамотному специалисту. При соблюдении всех рекомендаций врача, ГСГ пройдет быстро и безболезненно.

Врачи клиники "Внуки Гиппократа"

Аванесян Гаяне Юрьевна Главный врач медицинского центра, акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, врач ультразвуковой диагностики
Бадоева Залина Тельмановна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, кандидат медицинских наук
Погорелова Алла Борисовна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, профессор, врач высшей категории