Коррекция нарушений менструального цикла

Нарушение менструального цикла – сигнал, который свидетельствует о наличии в организме женщины сбоев, требующих незамедлительного устранения. Очень важно найти причину, чтобы принять решение о правильном методе коррекции. Занимаясь самолечением, можно усугубить проблему и заработать диагноз, связанный с невозможностью выносить и родить ребенка.

Какие виды нарушений могут быть

Любое отклонения от нормы – уже нарушение, а нормой в данном случае считаются регулярные выделения продолжительностью 3-5 дней, повторяющиеся каждые 21-30 дней, объем которых 50-150 мл. Физический и эмоциональный дискомфорт должен быть незначительным. Соответственно, нарушениями являются:

• слишком короткие циклы (промежуток между менструациями менее трех недель);
  • слишком длинные циклы (более 30 дней);
  • отсутствие месячных на протяжении нескольких месяцев (первичная или вторичная аменорея);
  • сопровождение менструации сильными болями и общим недомоганием;
  • непостоянство цикла от месяца к месяцу;
  • чрезмерно обильные выделения.

Чем могут быть вызваны нарушения цикла

1. Сбои в работе эндокринной системы. Причем, это может быть связано как с половыми гормонами, так и с гормонами гипофиза, надпочечников, щитовидной железы. Самая распространенная причина проблем с циклом – повышенное содержание гормона гипофиза (пролактина).
  2. Психические заболевания, стресс. Постоянные переживания, стрессовые ситуации могут усугубить имеющиеся заболевания или поспособствовать появлению новых, которые впоследствии и станут причиной проблем с женской репродуктивной системой.
  3. Проблемы с весом, как в большую, так и в меньшую сторону. При наличии лишних килограммов меняется соотношение женских и мужских половых гормонов, что как раз и провоцирует сбои. Недостаток веса также критичен тем, что жировые клетки играют важную роль в женских обменных процессах.
  4. Прием лекарств. Некоторые препараты способны оказать негативное влияние на регулярность цикла. Среди них – антидепрессанты, транквилизаторы, антикоагулянты. Принимать их нужно не только под контролем назначившего специалиста, но и под наблюдением гинеколога.
  5. Неправильное питание. Витамины, минералы и аминокислоты оказывают большое влияние на женское здоровье. Их нехватка или избыток могут отрицательно сказаться на овуляции. Также стоит обратить внимание на соотношение белков, жиров и углеводов в своем рационе.
Важно! Нарушение менструального цикла – не диагноз, а индикатор наличия проблем в работе организма. Коррекция будет направлена не на лечение сбоя, а на устранение его причины.

Какие обследования помогут выявить нарушения

• Анализ крови на гормоны (ТТГ, пролактин, кортизол, ФСГ, ЛГ, эстрадиол, Т3, Т4, тестостерон и др.);
  • трансвагинальное УЗИ органов малого таза;
  • осмотр в кресле с использованием гинекологического зеркала;
  • МРТ головного мозга и гипофиза;
  • лапароскопия и гистероскопия;
  • гистологический анализ матки и яичников.

Какие методы коррекции существуют

В случае выявления эндокринологических проблем назначают заместительную гормональную терапию. При недостатке женских половых гормонов (ФСГ, ЛГ, эстрадиол) принимают эстрогены. При повышении уровня пролактина, вызванном гиперфункцией гипофиза, принимают препараты на основе каберголина.

При нарушении в виде обильных выделений прописывают гемостатические препараты, влияющие на свертываемость крови. Если же проблема связана с наличием болезненных ощущений, могут назначаться седативные средства, физиотерапевтическое лечение. В некоторых ситуациях эффективными являются гомеопатические фитопрепараты.

Нехватка витаминов и микроэлементов должна решаться совместно врачами-диетологами. При внесении поправок в свой привычный рацион можно добиться восстановления цикла. Если причина серьезнее – к устранению проблемы должны подключаться гинекологи-эндокринологи.

Могут применяться и радикальные методы лечения. В частности, когда пролактинсекретирующая аденома гипофиза стала причиной полного отсутствия месячных. Тогда врачи принимают решение об удалении опухоли.

Внимание! Самолечение может обернуться негативными последствиями. Каждый случай – уникален. Нельзя принимать препараты по рекомендациям знакомых, подруг и советчиков с форумов. Выбор гормональных и иных препаратов должен осуществляться только под контролем специалистов после прохождения обследований.

Здоровье репродуктивной системы важно для каждой женщины. От него зависит возможность зачать, выносить и родить ребенка. Всегда проще предотвратить нарушения, чем устранить.

Гинекологи клиники "Внуки Гиппократа"

У нас работают опытные врачи-гинекологи с многолетним стажем. Каждая пациентка наблюдается по индивидуальной программе. Если возникают какие-либо вопросы, не бойтесь задавать их врачу.

Аванесян Гаяне Юрьевна Главный врач медицинского центра, акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог
Бадоева Залина Тельмановна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, кандидат медицинских наук
Погорелова Алла Борисовна Акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, профессор, врач высшей категории
Фокина Наталия Борисовна Акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики

Услуга Цена, руб.
Назначения индивидуальной схемы лечения
1 категории сложности 1500
2 категории сложности 2000
3 категории сложности 2500

* Чаще всего назначаем за 1500 руб.