Лечение трихофитии

Трихофития – грибковое заболевание, поражающее волосистую часть головы, кожу и ногти. Появление симптомов этого недуга является поводом для незамедлительного обращения за медицинской помощью. При отсутствии своевременной терапии трихофития принимает хроническую форму. Заболев, человек может стать источником инфекции для остальных членов своей семьи. Не стоит заниматься самостоятельным лечением, поскольку назначить эффективную терапию может только специалист.

Показания для обращения к врачу

Определить трихофитию волосистой части головы можно по следующим симптомам:

• появление отечных очагов с чешуйками размером 1-2 см;
  • потускнение волос;
  • обламывание волос на расстоянии 2-3 мм от кожи;
  • образование на месте волос пеньков, покрытых серым налетом;
  • возникновение на очагах пузырьков, корки и гнойников.

На гладкой коже инфекция также имеет несколько проявлений:

• очаг округлой формы с четкими границами, возвышающийся над кожей;
  • образование чешуек, пузырьков и корочек;
  • формирование кольцевидной формы очага;
  • зуд.

На ногтях наблюдаются такие изменения:

• утолщение пластины;
  • окрашивание в темно-серый цвет;
  • крошение пластин.

При инфильтративно-нагноительной форме появляется гнойный абсцесс, увеличиваются лимфатические узлы и повышается температура. Рубцы, которые остаются после заживления, могут спровоцировать облысение.

Важно! При обнаружении признаков трихофитии проводится дезинфекция вещей больного путем кипячения в мыльно-содовом растворе. В помещении, где проживает пациент, выполняется влажная уборка с использованием моющих средств. Одежда обеззараживается пятикратным проглаживанием горячим утюгом.

Противопоказаний к диагностике и лечению трихофитии нет.

Предварительное обследование

Диагностика начинается с изучения дерматологом клинических проявлений недуга. Если возникает необходимость, пациент направляется на консультацию к микологу (специалисту по грибковым заболеваниям). Врач проводит осмотр ртутной лампой Вуда. При инфицировании появляется зеленое свечение.

Для микроскопического исследования с очагов поражения берется соскоб. Процедура осуществляется с помощью тупого скальпеля. На коже соскабливаются чешуйки и остатки пушковых волос. Если поражена волосистая часть головы, пинцетом удаляют обломанные и потускневшие волосы с луковицами или выстригают на высоте 0,1 мм от корня. Для исследования ногтей у пациента отрезают небольшой фрагмент пластины.

Также проводится посев биоматериала на питательную среду. При наличии болезни через 10-14 дней развиваются колонии грибков. Пациенту назначается биохимический и общий анализ крови и анализ мочи.

Лечение назначается в зависимости от формы заболевания. При легкой стадии недуга применяются мази с противогрибковым эффектом или 5% раствор йода. Длительность терапии составляет 7-14 дней. Затем лекарственные средства применяют еще в течение двух недель после исчезновения симптомов в целях профилактики.

При глубоком поражении врач назначает препараты, которые принимаются вовнутрь. Лекарства принимаются ежедневно до нормализации анализов. После этого препараты применяют раз в 2 дня на протяжении двух недель, затем дважды в неделю 14 дней. Сильно пораженные ногтевые пластин удаляют.

Важно! Трихофитии наиболее подвержены люди с ослабленным иммунитетом, эндокринными заболеваниями и повреждением кожных покровов. Чтобы уменьшить вероятность инфицирования, следует заботиться об укреплении защитных сил организма.

Подготовка

В течение трех дней до сдачи соскоба ногтей, волос и кожи не применяют лекарственные препараты местного действия. На места поражения нельзя наносить средства ухода:

• шампунь;
  • мыло;
  • лосьон;
  • гель;
  • лак.

Перед процедурой ногти неделю не обстригают. В день сдачи соскоба инфицированные участки тела не моют.

Подготовку к анализу крови начинают за сутки до исследования. Из рациона убирают спиртные напитки, жареную и жирную пищу. Биохимический анализ сдается натощак. Между приемом пищи и процедурой должно пройти 8-12 часов. Для общего анализа можно сдавать кровь через 3 часа после еды. За две недели до процедуры надо прекратить прием лекарственных препаратов.

Анализ мочи также требует подготовки. В течение двух дней надо ограничить употребление рыбы и мяса, исключить кофе, копчености, маринады, овощи и фрукты с яркой окраской.

Важно! Для профилактики трихофитии рекомендуется придерживаться правил личной гигиены. В общественных саунах, банях, бассейнах нельзя пользоваться чужими принадлежностями.

Лечение трихофитии должно назначаться специалистом. Врач на основе результатов обследования определит форму болезни и метод терапии. Предотвратить развитие инфекции помогут профилактические меры.

Ковганко Ирина Анатольевна Дерматовенеролог, трихолог, врач высшей категории

Цены клиники