Удаление бородавок

Сама по себе бородавка чаще всего не представляет угрозы для жизни. Но разновидностей кожных наростов достаточно много, и часть из них вызвана высокоонкогенным вирусным типом. Запустить патогенный процесс может случайное травматическое её повреждение или продолжительное бездействие и отсутствие адекватного лечения. В таком случае на месте бородавки возникает потенциальный предраковый очаг.

Деструкция бородавок — один из эффективных вариантов лечения. Повреждённый нарост, который болит и кровоточит, не только онкоопасен, но также способствует дальнейшему самозаражению и распространению на другие поверхности кожи. Но пытаться каким-либо образом избавиться от бородавки самостоятельно не только бесполезно, но и чревато серьёзными проблемами в ближайшей перспективе.

Внимание! Всевозможные прижигания, срезания бородавок в домашних условиях в самом лучшем случае оборачиваются повторными рецидивами. А в худшем — загноениями и трансформацией в злокачественное образование.

В процессе диагностики на приёме у дерматолога, помимо заключения по итогам визуального осмотра, может возникнуть необходимость в дополнительном анализе методом ПЦР (полимеразной цепной реакции). Результаты такого исследования не просто подтверждают присутствие ВПЧ в организме, но и показывают его количество, а также определяют конкретный патогенный штамм.

Показания к проведению процедуры

Веским поводом для удаления того или иного вида бородавок служат такие причины:

• безрезультатность пройденного медикаментозного лечения;
  • возникает прямая угроза перерождения в злокачественное образование;
  • нарост воспалён и кровоточит;
  • бородавка болезненна при пальпации;
  • локализация нароста провоцирует систематические трения об одежду и потенциальную травматизацию;
  • нарост гноится, вызывает зуд;
  • количество бородавок продолжает расти;
  • бородавка увеличивается в размере, меняет форму и цвет;
  • локализация на открытых участках, что причиняет психологический дискомфорт.

При всём желании пациента проститься с подобным косметическим дефектом и даже при наличии объективных показаний для подобной процедуры существует ряд ограничений. В каждом конкретном случае определённое противопоказание может быть как категоричным, так и являться обычной рекомендацией временно воздержаться от удаления. В последнем случае пациент может прийти на процедуру, когда избавится от нежелательного причинного фактора. В качестве категорических и относительных запретов выступают такие патологии:

• диагностированная злокачественность образования;
  • печёночная или почечная недостаточность;
  • дыхательная недостаточность;
  • расстройства психики;
  • ветряная оспа;
  • аллергическое высыпание, фурункулы, угревая сыпь;
  • эпилепсия;
  • купероз на ближайшем участке к наросту;
  • обострение хронических заболеваний;
  • повышенная температура;
  • опоясывающий лишай, герпес;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • артериальная гипертензия;
  • сахарный диабет;
  • злокачественные новообразования;
  • ОРВИ, грипп, острые инфекционные заболевания;
  • период беременности или кормления грудью;
  • раздражение на прилегающих к бородавкам участкам кожи;
  • естественный либо приобретённый посредством солярия загар;
  • гипер- или гипофункция щитовидной железы;
  • вирус иммунодефицита;
  • склонность к чрезмерной пигментации;
  • период менструации;
  • для метода удаления жидким азотом — холодовая аллергия;
  • для электрокоагуляции — индивидуальная непереносимость тока, наличие кардиостимулятора, тип бородавки — остроконечная кондилома;
  • для радиоволнового иссечения — глаукома, кардиостимулятор;
  • наросты во влагалище и на шейке матки, на слизистых в ротовой полости, а также на веке не предусматривают удаления методом электрокоагуляции.
Важно! При наличии хотя бы одной из перечисленных причин в виде хронического или временного заболевания, прежде чем назначать конкретную дату для процедуры удаления, предварительно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Подготовка к удалению бородавок

При выборе методики электрокоагуляции на время проведения процедуры необходимо снять все металлические украшения. При подозрении на злокачественность кожного нароста предварительно может потребоваться результат биопсии материала. Удаление бородавки на глазном веке требует консультации офтальмолога.

При необходимости иссечения хирургическим методом пациенту нередко нужны результаты анализов крови на сифилис, ВИЧ, гепатит В и С.

Выбор удаления лазером предусматривает отказ от посещения солярия за 21-30 дней до процедуры, а также воздержание от загара естественным образом минимум за 14 дней.

Перед процедурой место локализации бородавки не покрывайте никаким косметическим средством. На случай необходимости в предварительном анализе методом ПЦР воздержитесь от половых контактов за 3-4 дня до визита к врачу, а в интимной гигиене не используйте на этот период специальные антибактериальные средства.

Врачи клиники

Ковганко Ирина Анатольевна Дерматовенеролог, трихолог, врач высшей категории