УЗИ мочевого пузыря

Ультразвуковая диагностика мочевого пузыря – это неинвазивный высокоинформативный метод исследования, который позволяет оценить общее состояние органа, а также определить характер нарушений. Это возможно благодаря тому, что содержимое и стенки поглощают и отражают разное число УЗ-волн. Изображение получается четким и удобным для изучения патологий.

Показания к проведению процедуры

Доктор назначает УЗИ мочевого пузыря в следующих случаях:

1. Наличие жалоб у пациента:

• частое и болезненное мочеиспускание;
  • наличие примесей в урине (кровь, гной, осадок);
  • острая задержка мочи;
  • боли внизу живота резкого или тянущего характера.

2. При различных оперативных вмешательствах на мочевом пузыре, мочеточнике и уретре для визуализации в режиме реального времени.

3. Новообразования в мочевом пузыре для контроля метастазирования в соседние органы.

4. Травматическое повреждение нижней части живота.

5. Частое обострение цистита.

6. Подозрения на врожденные аномалии органа.

7. Для дифференциальной диагностики некоторых заболеваний:

• простатита;
  • сальпингита, сальпингоофорита;
  • воспалительных процессов в мочеточнике;
  • почечной патологии – пиелонефрита, гломерулонефрита, мочекаменной болезни.

В зависимости от вида проведения исследования УЗИ нельзя проводить в определенных случаях.

Трансабдоминальная диагностика:

• недержание мочи (процедура должна выполняться исключительно при наполненном мочевом пузыре);
  • избыточно развитая подкожно-жировая клетчатка, которая будет мешать осмотру и снизит информативность;
  • повреждение эпителия в месте осмотра (ожоги, раны, герпесные высыпания, воспаление);
  • дефекты мочевого пузыря (наличие швов или рубцов на стенке органа).

Трансректальное УЗИ:

• заболевания кишечника в стадии обострения (болезнь Крона, неспецифический язвенный колит, геморрой, трещины);
  • сужение или непроходимость прямой кишки.

Трансвагинальное:

• индивидуальная непереносимость латекса;
  • девственность;
  • 2 и 3 триместр беременности;
  • инфекционные заболевания репродуктивных органов.

Трансуретральное исследование:

• непереносимость обезболивающих медикаментов;
  • воспалительный процесс в уретре.

Подготовка

Обычно процедура проводится через переднюю брюшную стенку (трансабдоминально). Такой способ не требует специальной подготовки от пациента.

Внимание! За 1–2 дня желательно отказаться от употребления продуктов, провоцирующих чрезмерную загазованность кишечника (бобовые, черный хлеб, капуста). Они ухудшают видимость органа и создадут помехи при исследовании.

За 1–2 часа до процедуры необходимо выпить не менее 4–5 стаканов негазированной жидкости (воды, сока или морса). В течение 5–6 часов до УЗИ нельзя мочиться. Урина способствует расправлению мочевого пузыря, и специалист рассмотрит все структуры.

Желательно надеть такую одежду, с которой можно легко обнажить нижнюю часть живота.

Если будет проводиться другой способ ультразвуковой диагностики, врач предупреждает пациента о соответствующей подготовке.

При трансректальном осмотре исследуемому придется придерживаться диеты. Употребляемые продукты не должны стимулировать газообразование в кишечнике. Накануне процедуры ставится очистительная клизма. Можно принять активированный уголь или Эспумизан.

Трансвагинальное исследование не требует наполнения мочевого пузыря. Его можно выполнять в любой день цикла. Единственное условие – очищение кишечника от каловых масс и газов. Это повысит информативность процедуры.

Трансуретральное УЗИ требует проведения местного обезболивания. По этой причине пациент должен исключить спиртные напитки, так как их взаимодействие с анестетиками непредсказуемо.

Ход процедуры

Трансабдоминальное исследование проводится через брюшную стенку. Пациент ложится на спину и оголяет область от пупка до лобка.

Врач наносит гель и устанавливает в месте проекции мочевого пузыря датчик. Затем водит им по коже с легким нажимом. Так он получает изображение на экране с различных ракурсов.

Важно! Исследование абсолютно безболезненное и не причиняет никаких неприятных ощущений. Длится около 5–15 мин.

По завершении УЗИ врач убирает датчик с кожи. Пациент вытирает гель салфетками и одевается.

Внимание! В некоторых случаях требуется оценить объем остаточной мочи. Для этого исследуемый должен помочиться. Затем специалист прикладывает к животу датчик и производит необходимое измерение.

Чтобы выполнить трансректальное УЗИ, пациент укладывается на кушетку боком с согнутыми в коленных суставах ногами. Доктор надевает на ректальный датчик презерватив и вводит в прямую кишку на глубину 5–6 см. В ходе процедуры врач меняет расположение прибора, чтобы получить картинку с различных ракурсов.

При трансвагинальном исследовании женщина принимает положение лежа на спине с согнутыми и разведенными в стороны ногами. Врач надевает на датчик презерватив и смазывает его гелем. После этого он вводит прибор во влагалище и поворачивает его под различными углами.

Трансуретральное УЗИ выполняется датчиком малого размера. После предварительной местной анестезии прибор вводится в мочеиспускательный канал.

Пройдя ультразвуковое исследование в медицинском центре "Внуки Гиппократа" пациент, пришедший в клинику только на УЗИ, получает на руки заключение врача с расшифровкой результатов. Пациентам, которые наблюдаются у наших специалистов, заключение УЗИ выдается по необходимости или по желанию. Если есть какая-либо патология, то обязательно выдается фото с этой патологией, для дальнейшего контроля.

Ходжибагиян Варсеник Гамлетовна Врач ультразвуковой диагностики
Фокина Наталия Борисовна Акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики

Услуга Стоимость, руб.
УЗИ мочевого пузыря 1000